Newpix.ru — позитивный интернет-журнал

Теоретические основы такого обширного понятия, как лидерство, всегда волновали ученых из области гуманитарных наук: психологов, социологов, историков и др. Сегодня этими вопросами интересуются преимущественно руководители и менеджеры разных уровней, а также преподаватели тренингов по совершенствованию лидерского умения. В данной статье мы постараемся разобраться с феноменом лидерства, установить основные принципы руководства, а также рассмотрим наиболее распространенные стратегии управления коллективом применительно к современным компаниям и фирмам.

NewPix.ru - Кто такой лидер

Прежде всего, определимся с понятиями. Лидерство — способность человека собрать вокруг себя разрозненную группу людей, установить цель, приоритеты и иерархию. Этим лидерство отличается от влияния, которое означает лишь степень, с которой человек может воздействовать на других Лидерство может быть основано на авторитете и способностях человека, либо обусловлено системой установившихся отношений (школа, армия работа, политика и т.д.)

Поэтому лидер может быть и формальным (начальник), и неформальным (член рабочего коллектива). Наличие двух не взаимодействующих лидеров неизбежно ведет к нарастанию конфликтов, снижению эффективности труда.

Идеальным вариантом является совмещение в одном лице формального и неформального лидера. Именно поэтому проблемам неформального лидерства уделяется так много внимания в отделах кадров и производства западных корпораций.

NewPix.ru - Кто такой лидер

Среда, в которой необходимо проявить властные полномочия, всегда уникальна: она зависит от состава коллектива, его численности, вида выполняемой работы, сроков и уровня конкуренции. Обстоятельства возникновения и развития властных взаимоотношений могут быть совершенно разным, поэтому не стоит удивляться, когда зарекомендовавший себя в одном коллективе или компании менеджер оказывается некомпетентным в другой. На случай смены коллектива или возникновения новых обстоятельств опытные руководители имеют в запасе несколько действенных стратегий руководства. Постараемся рассмотреть их поближе, однако, прежде всего, выделим основные принципы и показатели, на основании которых строятся отношения в современных компаниях.

Ответственность. Наилучший индикатор для определения лидерских качеств — готовность принять на себя последствия за неправильные решения.

Организация и построение иерархии. Иными словами, способность лидера определить промежуточные звенья управления, права и обязанности подчиненных.

Инициативность для руководителей достаточно пассивного коллектива и готовность слушать и принимать новые иди для руководителей, которым выпало управлять группой активных и инициативных работников;

Ориентированность на цель. Исходя из самого значения слова «лидер» (to lead — вести) он должен вести за собой людей к достижению цели или целей.

Способность к урегулированию конфликтов и нахождению компромисса.

NewPix.ru - Кто такой лидер

Основные принципы лидерства присущи всем видам и стратегиями управления, но, тем не менее, последние могут разительно отличать друг от друга, поэтому, в заключение, перейдем к рассмотрению конкретных стилей управления коллективом:

Автократичный стиль подразумевает полное сосредоточение власти в руках лидера. Коллектив практически отстранен от руководства за счет создания разветвленной системы промежуточных управляющих, которые строго выполняют предписания руководителя на каждом этапе работы. Не смотря на свою жесткость, автократичный стиль показывает эффективность в управлении большими коллективами при условии, что начальник хочет сохранить в своих рука полноту власти или необходимо направить усилия всех работников для достижения какой-либо глобальной цели. Не склонные к проявлению инициативы работники справляются с жесткими указаниями эффективнее.

Демократичный стиль руководства. При этом стиле руководства все основные решения так же принимаются руководителем, однако мнение коллектива также учитывается. Решения, как правило, принимаются в ходе совещаний и конференций с правом голоса для сотрудников. Эта стратегия хорошо показывает себя на «среднем» уровне руководства, например управлении небольшой фирмой или одним из отделов более крупного предприятия. В этой стратегии руководства есть возможность поддержать баланс между инициативными и пассивными работниками.

Либеральный стиль руководства позволяет подчиненным самостоятельно определять значительную часть аспектов собственной деятельности. Руководитель определяет основные векторы работы, цели и задачи и, при необходимости, корректируют работу сотрудников. Такой стиль руководства подходит для небольших компаний при условии, что работники обладают достаточной инициативностью.

814

Следите за нами в Faсebook
Поделитесь с другими

 

 

 Другие статьи на эту тему

 Комментарии
 Обсуждение - Отзывов нет

Комментариев пока нет. Оставите первый?

 Добавить комментарий

Ваш e-mail не публикуется. Обязательные поля отмечены (*).