Newpix.ru — позитивный интернет-журнал
Статьи

Образ березы настолько естественный и привычный для русского человека, что не сразу удается распознать всю его противоречивость и сложность. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи? А русскую баню без берёзового веника? А стихи русских поэтов, живопись без образа этого дерева в своих работах?

Я люблю, когда шумят березы, 
Когда листья падают с берез. 
Слушаю, и набегают слезы 
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно. 
Отзовется в сердце и крови. 


Станет как-то радостно и больно, 
Будто кто-то шепчет о любви.
Русь моя, люблю твои березы: 
С ранних лет я с ними жил и рос! 
Потому и набегают слезы 
На глаза, отвыкшие от слез…

Николай Рубцов

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Береза зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,
Прильнет ли болотная мгла,-
Дождинки стряхнув, улыбнется
Береза — и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,
И так ее дни хороши,
Что кажется — в шуме березы
Есть что-то от русской души.

Всеволод Рождественский

Белоснежным символом России
Вдоль дорог стоят ряды берез,
Днем над ними — купол неба синий,
Ночью — трепетанье ярких звезд.

Легкие березовые тени
С детства на судьбу мою легли,
Как ложится легкий лист осенний
На ладони теплые земли.

И когда в чужом холодном море
Наплывет о Родине печаль
Вижу я ромашки в чистом поле
И лесов березовую даль.

В этот миг мне хочется невольно,
Чтобы ветерок сюда принес
Песню величавости спокойной
Белоствольных ласковых берез.

Генрих Ужегов

Берёза (Betula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — более ста.

Само слово «берёза» появилось примерно в 7 веке и произошло от глагола «беречь», от праславянского слова berza. Во время язычества у древних славян было божество, которое считалось матерью всех духов. – Берегиня. Берегиня была и символом плодородия, и защитницей людей. Славяне представляли её в образе берёзы, как раз в это время, скорее всего, и появилось название дерева. Похожее название осталось во многих языках: литовское beržas, латышское bērzs, английское birch, немецкое Birke, нидерландское berk, норвежское bjørk, шведское björk. В славянских языках похожее с русским звучание – белорусское бяро́за, украинское бере́за, болгарское бре́за, сербохорватское бре̏за, словененское brė́za, чешское bříza, польское brzoza.

Когда мы говорим о берёзе, чаще всего мы подразумеваем самую распространённую – Берёзу повислую (Betula pendula). Другие названия вида: берёза бородавчатая, берёза плакучая, берёза повисшая. Ранее, к ней применялось также название берёза белая (Betula alba), но в настоящее время, во избежание путаницы с берёзой пушистой, к которой также применялось название «белая берёза», название берёза белая не желательно.

Интересно, что у каждого человека, не зависимо от национальности, выявляются следующие закономерности восприятия этого образа. Вертикальная структура березы наполняет энергией, заставляет тело вытянуться. А висящие на ветках листья, словно трепещут, создавая чувство легкого волнения.

Совершенно разные ощущения возникают от молодой и зрелой березы. При восприятии молодой березы тело становится легким, свежеет, утончается. Появляет гибкость. Тонкая, как шелк, структура коры создает ощущение нежной кожи. Образ женственный, молодой.

У зрелой березы темные наросты-рубцы, словно вылезая, вываливаясь из нутра дерева, несут тяжесть, напряжение, дискомфорт. Они напоминают потухшую лаву, пепел, руины. Возникает пугающее чувство скрытого драматизма.

Береза — дерево замечательное и издавна используется людьми «на все 100». Его универсальность отразила загадка: «Стоит дерево утром зелено, в этом дереве четыре угодья: первое — больным на здоровье, второе — людям колодец, третье — от тьмы свет, четвертое — дряхлым пеленанье». Ответы на нее — банный веник, березовый сок, лучина и береста для ремонта разбитых горшков.

В старину также говорили: «Береза – дерево своенравное и капризное. Не всякого человека она привечает, не всякому помогает. Но уж если она полюбит кого – быть тому счастливым и удачливым во всем». Зная «капризность» дерева, около самого дома березу старались не сажать, поэтому размещали березу у калитки, чтобы во двор не вошла беда, и ставили возле нее скамейку, чтобы в нужную пору можно было поговорить с деревом, попросить у него силы и помощи.

У всех славян считали, что заткнутые под крышей дома, оставленные на чердаке березовые ветки защищают от молнии, грома, града; воткнутые посреди посевов в поле, они отгоняют грызунов и птиц; брошенные на огородных грядках, предохраняют капусту от гусениц. Березовые ветки втыкали в поле также и для того, чтобы получить богатый урожай.

У березы есть сила наделять жизнью. Эта жизненная сила порождает рождение всех вещей каждый год. Аспект наполнения силой и энергией обеспечивает эффект очищения, У березы есть сила изгонять вредоносные или злостные влияния с помощью вечной жизненной силы. Березовые ветви (особенно весенние, только что распустившиеся) справедливо считаются прекрасным талисманом, отгоняющим печали и хвори, оберегающим детей от болезней и многих других неприятностей. Из-за этих свойств из древесины берёзы делали колыбели для новорожденных.

Береза придает мужчинам мужественность, а женщинам женственность и тем и другим дарит уверенность в себе, в своих силах и возможностях, а также помогает поддерживать хорошую физическую форму. Особенно благоволит береза к детям, невинным девушкам и беременным женщинам. Для детей возле берез ставили качели, девушки украшали березы своими лентами, вынутыми из косы, на праздник Лады и Леля, на Ивана Купалу, чтобы удачно выйти замуж.

Беременные женщины перед родами просили у березы силы и помощи, чтобы роды были легкими и удачными, а ребенок рос здоровым и счастливым. Березовые ветви использовались и для того, чтобы наделить плодородностью молодоженов, исцелить от бесплодия.

Структура и смысл березы контрастны. Начиная от того женственного, светлого, родного и душевного образа, что так любо воспевается русскими поэтами. Образ осенней берёзы с приходом зимы сменяется мрачным ощущением, появляется напряжение, беспокойство — чувство скрытой трагичности происходящего. Хочется задержаться в тёплых иллюзиях жёлто-листной осени, в середине бабьего лета.

Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность. Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России.

С давних лет берёза стала образом России, ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. В славянских поверьях дерево и изделия из него считались оберегом от нечистой силы, например, берёзовые веники для бани служили «инструментами» ритуального очищения, накануне Ивана Купалы берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Но были и противоположные поверья – якобы в ветвях березы поселяются черти и русалки, а еще ведьмы летают только на берёзовых мётлах.

Берёза занимает важное место и в культуре скандинавов, финно-угорских и других народов. Для всех этих народов берёза являлась символом перехода от весны к лету и, в более широком смысле, символом смерти и воскрешения. В фольклоре балтийских и германских народов слово берёза выступает в значении чистоты, невинности. Берёза является одним из 22 деревьев, входящих в кельтский гороскоп друидов (24 декабря — 20 января). Берёза — культовое дерево и национальный символ у большинства финно-угорских народов — карел, веси, манси, хантов, пермяков, коми-зырян, финнов (сумь) и финнов-тавастов (емь).

Берёза является распространённым геральдическим символом. Начиная с XII века, берёзу изображали на гербах в немецкой, чешской и шведской геральдике в виде дерева с золотой листвой или с кудреватой кроной зелёного цвета, а также треугольного берёзового листа зелёного цвета.

Почитают березу, как национальное дерево, и скандинавы — шведы и норвежцы. У скандинавов берёза была символом богини Нерты, которая считалась великой Матерью-Землёй. До сих пор в Швеции празднуется «День берёзы» между 22 апреля и 1 мая. При этом сооружается так называемый «майский шест» — жердь с перекладиной вверху, которая украшается, обвивается молодыми ветвями берёзы и первыми полевыми цветами. У народности эрзя есть тоже обрядовый праздник «Тудоннь ильтямонь чи» (Праздник берёзы). М. Энгельгардт в 1781 году отметил у Ардона священную берёзовую рощу осетин. К деревьям никто не прикасался, опасаясь неизбежного несчастья.

Изначально берёза была символом плодородия и здоровья. На Руси белоствольную красавицу называли «деревом счастья», считали символом девичьей нежности и красоты. В многочисленных народных песнях, особенно свадебных, русская девица сравнивается именно с берёзой.

«Берёзозолом» называли на Руси месяц апрель, а берёзу – деревом 4-х дел: первое дело – мир освещать, второе дело – крик утишать, третье дело – больных исцелять, четвёртое дело – чистоту соблюдать.

А ведь берёза не только за красоту любима! Это дерево обладает многими ценными свойствами, в том числе и целебными. В марте, когда начинается сокодвижение в дереве, любители берёзового сока устремляются в берёзовые рощи. Там, наверняка, побывали и поэты, и живописцы. Может, именно поэтому поэты и художники любят изображать берёзки? Она ведь не только глаз радует, но лечит душу человека, его организм. Каждый мастер слова ли, красок ли, звуков ли изображает берёзку как чудо.

Через краски зимы, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Яркие краски зелени создают настроение восторга, рисуют наряд как девичье одеяние.

Как же всетаки похож образ берёзки, полный контрастови противоречий, на русскую душу — не зря мы считаем его родным!

Гуляет по полям туман белёсый,
Ласкает  жёлтую листву берёзы.
Замёрзшая от холода она дрожит ,
Её пьянящий лист, вальсируя, кружит.

Берёза плачет, что красу теряет,
Себя покорно осени вверяет.
И рыжий ветродуй гоняет карусель,
Метёт уже с утра осеннюю постель.

В своём безумстве ветер завывает,
Земля простужена и замерзает.
Яснее чувствуем дыхание зимы
На поворотах той осенней кутерьмы.

© Лариса Кондрашова

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, 
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзу русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится.

А.Прокофьев

Без березы не мыслю России –
Так светла по-славянски она
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена.

Под березами пели, женили,
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были березы в ночах.

Потому, знать, березы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зеленой листвою,
То сережками слезы прольют.

Олег Шестинский

1522

Следите за нами в Faсebook
Поделитесь с другими

 Другие статьи на эту тему