Newpix.ru — позитивный интернет-журнал

В русском языке за последние десятилетия появилось множество заимствований из английского. Особенно много иностранных слов присутствует в бизнес-лексике. Одно из них – франчайзинг – знакомо многим. Но если мы хотим объяснить значение этого термина человеку несведущему, первое, что нам приходит в голову в качестве примера – сеть ресторанов быстрого питания «Макдональдс». Именно эта сеть является ярчайшим примером успешного франчайзинга.

В мире существует более тридцати тысяч ресторанов «Макдональдс». Из них несколько сотен заведений находятся в России. В чем секрет успеха бизнеса, который некогда основали братья Макдональд? И почему его основатели стали своего рода революционерами в сфере быстрого питания? Каким образом небольшой бизнес превратился в огромную сеть?

NewPix.ru - Макдональдс. История создания франшизы

В конце сороковых годов братья открыли небольшой калифорнийский ресторанчик. Небольшой доход, который они получали на первоначальном этапе, их вполне устраивал. В меню ресторана в основном присутствовали блюда, приготовленные на барбекю. Это было обычное придорожное кафе, пользующееся популярностью у людей, которые проезжали мимо.

Однако наступил момент, когда конкуренция вторглась в спокойный и гармоничный мир братьев Макдональдс. Прибыль начала стремительно падать. Виной всему было несколько ресторанов, открывшихся вблизи детища Макдональдсов.

Рестораны McDonalds строят чаще всего на перекрестках крупных дорог по пути из центра в спальные районы, рядом с крупными вузами, в местах скопления большого количества людей. Тогда, немного поразмыслив, основатели популярнейшей в мире сети ресторанов, решили, что для того, чтобы выжить, нужно создать что-то новое, чем-то выгодно отличиться от конкурирующих предприятий. Просмотрев отчеты, они пришли к выводу, что наиболее востребованным блюдом в их меню является гамбургер. Остальные блюда продавались значительно хуже. И братья решили создать новую стратегию ведения бизнеса, в которой быстрота обслуживания и невысокие цены станут основой, а гамбургер будет представлен в большом разнообразии. При этом стоить он будет вдвое дешевле, чем у конкурентов.

В Калифорнии ничего подобного ранее не существовало. Никаких официантов, никакого навязчивого обслуживания. Все быстро, качественно и к тому же дешево.

NewPix.ru - Макдональдс. История создания франшизы

Еще в 1958 году в Макдональдсах появилась первая инструкция, в которой во всех подробностях описывались любые действия сотрудника ресторана: от времени и температуры обжарки котлет до способов общения с посетителем. Тогда в «библии McDonald’s» было 75 страниц. Теперь — 750. И в ней прописан каждый шаг не только персонала, но и клиентов. Для того чтобы увеличить скорость приготовления блюд, следовало изучить передвижения повара на кухне и создать условия, при которых его движения будут занимать минимальное время. Расположение оборудования было продумано до мелочей, и результат не заставил себя ждать. Уже спустя неделю после открытия нового ресторана его владельцы увидели огромное столпотворение возле заведения. Новый формат пришелся по вкусу калифорнийцам.

Вскоре весть о новом ресторане распространилась по всему штату. О новом формате в сфере ресторанного бизнеса писали в газетах и журналах, но о расширении своего бизнеса братья Макдональд все еще не помышляли. От природы они были довольно ленивы. Но однажды появился человек, которых все изменил и превратил два небольших ресторанчика в крупнейшую сеть.

Имя этого человека Рэй Крок. Его по праву называют королем франчайзинга. Биография этого человека довольно интересна и едва ли в сфере ресторанного бизнеса найдется личность более яркая и неординарная.

NewPix.ru - Макдональдс. История создания франшизы

Запахи готовящейся еды у стойки – это ароматизаторы, производимые компанией International Flavours and Fragrance. Их 3 штуки: жареный бекон и лук, жареная картошка, свежий хлеб. Запахи мыла, шампуней и самых популярных духов мира производит тоже International Flavours and Fragrance. И в булочки, и в картофель-фри в Макдоналдсе добавлен сахар для лучшего вкуса и внешнего вида. Поэтому булочки выглядят такими поджаренными, а вкус картофеля не зависит от сезона. Истории успеха создателей крупнейших в мире корпораций полны событий. В них, как правило, повествуется о том, как молодой бизнесмен, с ранних лет проявляя необыкновенную деловую хватку, шел к своему успеху преодолевая всяческие трудности. Жизнь Рея Крока сложилась иначе. Будущий основатель корпорации Макдональдс до пятидесяти лет оставался скромным торговцем бытовой техники. Кроме этого, за всю свою жизнь Крок перепробовал себя в различных сферах. Но желаемого результата он не достиг ни в одной области. Пока, уже на середине жизненного пути, будучи немолодым и не вполне удачным предпринимателем, не столкнулся с необычным заказом. Занимаясь продажей миксеров, он получил заказ на восемь приборов этого вида техники. Такое количество миксеров закал один небольшой ресторанчик. Посетив это заведение, а принадлежало оно, как нетрудно догадаться, братьям Макдональд, он был ошеломлен необычной уютной обстановкой и высоким уровнем сервиса.

В этот день Рею Кроку улыбнулась удача. С ним случилось то, чего он ждал всю свою жизнь. Он предложил братьям Макдональд стать его компаньономи, на что те с радостью согласились. А немного позже уговорил основателей ресторанов расширить бизнес через продажу франшизы.

Братья, как уже говорилось, не отличались особенному стремлению к переменам, если этого не вынуждала жизнь, но на предложение компаньона согласились в надежде, что именно он и займется этим вопросом.

Таким образом, была организована крупнейшая в мире франчайзинговая компания, которая на протяжении многих лет не только не подводила своих владельцев, но помогала выжить даже в самые тяжелые кризисные времена.

NewPix.ru - Макдональдс. История создания франшизы

541

Следите за нами в Faсebook
Поделитесь с другими

 

 

 Другие статьи на эту тему